Кадр в рамке. HDW-730S доказывает, что кино можно снимать в режиме 50i
Пресс-центр

 

Появление на рынке нового ТВЧ-камкордера HDW-730S стало прекрасным поводом для разговора о режимах чересстрочной и прогрессивной развертки. Луиза Бишоп беседует с кинематографистом Девальдом Окема об этих способах съемки, их достоинствах и недостатках.

Цифровая кинематография открывает широкие возможности перед кинематографистами, одна из которых - выбор режима съемки с чересстрочной или прогрессивной разверткой. В первом случае изображение передается в два раза чаще, чем во втором, и отличается по многим показателям. Выбор всегда зависит от камеры, на которую будут снимать, а также от задачи, поставленной перед кинематографистами. Камкордеры HDW-F900 и HDW-750P имеют возможность работы в режиме 25P. Этими камерами можно снимать с той же скоростью, что и на пленку - 25 кадров в секунду. Чересстрочная развертка 50i дает тот же эффект, что и при съемке на кинопленку с частотой 50 кадров в секунду. Такой режим есть на камкордерах HDW-730S, HDW-750P и HDW-F900, и применяется он в основном на телевидении.

Девальд Окема, внештатный оператор компании SASC, считает, что оба формата имеют свои плюсы и минусы. Быстро сменяемое изображение при чересстрочной развертке гарантирует высокое качество отснятого материала, малые искажения и возможность снижения количества кадров в секунду не в ущерб качеству. Недостаток такого режима - наличие "ступеньки" по диагональным линиям кадра, поскольку он состоит из полуполей. Но заметить этот эффект довольно трудно, так как качество изображения формата ТВЧ очень высокое. "Такая проблема может грозить скорее при использовании Digital Betacam, чем при работе с HD", - говорит Окема. 

HDW-730S

Прогрессивная развертка дает хорошее качество изображения, аналогичное получаемому на кинопленке. Однако при слишком быстром перемещении камеры меньшее количество кадров в секунду дает менее четкую картинку, чем при использовании чересстрочного формата. Выбор зависит от того, чего хотят добиться операторы в конечном итоге, и что они будут делать с отснятым материалом.

Приведем несколько примеров. 90-минутный фильм "Каждый раз ты смотришь на меня" снимался для BBC на HDW-F900 в режиме чересстрочной развертки. Режиссер фильма Олрич Рейли хотел, чтобы фильм выглядел так, будто он снят на пленку. "Выбор пал на чересстрочный режим, потому что нам было необходимо замедлить изображение в любой момент при обработке материала. Результат получился прекрасный, а если бы мы работали в режиме 24/25P, замедленные кадры выглядели бы гораздо хуже. Эффект съемки на пленку был достигнут с помощью преобразования чересстрочного изображения в прогрессивное во время монтажа, а также с помощью недоэкспонирования при усилении 6 дБ, диффузионного фильтра Tiffen Soft FX и варьирования цветовых и гамма-настроек камеры HDW-F900", - рассказывает Окема.

Некоторые компании для создания различных эффектов используют и тот, и другой формат. Окема на данный момент готовит для BBC передачу "Арена" о художнике Фрэнсисе Бэйконе (режиссер Адам Лоу). В съемках программы задействованы несколько камер, работающих в двух режимах. "Картины Бэйкона снимают в режиме чересстрочной развертки на Digital Betacam. При работе в этом формате изображение наиболее приближено к реальности - впечатление такое, как будто ты в галерее", - говорит Окема. "Для всего остального используется режим 25P. Большинство картин было написано в 50-70-е годы прошлого века, и нам хочется, чтобы зрители прочувствовали всю необычность жизни художника, конечно, насколько это возможно, глядя на экран. Очень важно то обстоятельство, что фильм скоро будет демонстрироваться на одном из кинофестивалей в формате 25P".

По словам Окемы, благодаря тому, что передачу о Бэйконе частично снимали в режиме 25 кадров в секунду, ее будут оценивать как снятую на пленку. Это первый подобный случай в истории кино. 

HDW-730S

"В прошлом веке режим 24 к/с выбирали в основном по экономическим соображениям, а не из-за качества картинки, - объясняет оператор. - Можно долго спорить о том, какое изображение в большей степени можно назвать "кинематографическим" - снятое на пленку в формате 24 кадра в секунду или на "цифру" - в режиме 24/25P. По большому счету, кинолента - то же самое, что старые виниловые пластинки с шуршанием и треском". "Романтично, но не стоит ограничивать себя узкими рамками, - добавляет он. - Например, фильм Тарантино "Убить Билла", завоевавший симпатии зрителей, был снят в режиме 50 кадров в секунду".

"Сегодня, в связи с резким скачком в развитии кинематографических технологий, многие спорят о том, что лучше - чересстрочная развертка или прогрессивная? А я считаю, что оба формата лишь расширяют наши возможности, а никоим образом не урезают их. Надо только грамотно их использовать".


© Перевод с английского, Prosystem, 2004

© Prosystem Guide (2005,  Вып. 8)



Назад в раздел
1
X