Edius. 2:0 в пользу японцев!
Пресс-центр

В прошлом году я решил расширить возможности моего компьютера, установив новую монтажную плату от Canopus. Когда прошли мои первые восторги от замены Pinnacle DV500 на DVStorm 2, меня стал глодать червь сомнения, а правильно ли я поступил? Деньги на апгрейд потратил, а ничего, кроме дополнительного real-time, не получил. Любимый мною Premiere 5.1 отказывался работать с новой платой DVStorm 2, а версии 6.0 и 6.5 работали медленно и неустойчиво. Седьмой Premiere просто убил во мне любовь к "адобовским монтажкам". Со временем я понял, что Adobe Premiere предназначен для редактирования видео на программных кодеках. Стоило подключить к нему любой недорогой аппаратный кодек на платах, типа DV500 или DVStorm, как сразу начинали включаться такие "тормоза", что пропадало всякое желание работать.

Но деваться было некуда и, чтобы продолжить работу, приходилось, стиснув зубы, ждать, пока Premiere сделает Updating play list после любого изменения на тайм-линии. Все те, кто имел дело с обычными цифровыми интерфейсами IEEE 1394 и кодеком Microsoft DV, не сталкивались с такими проблемами и удивлялись, почему я ругаю шестой, а тем более, седьмой Premiere.

Посещая официальный сайт Canopus, я наткнулся там однажды на демоверсию редактора Edius 2.0. Закачал пятьдесят с лишним "мегов" и установил на свою машину. Разбирался долго, поскольку интерфейс "японца" отличался от Premiere, а "help" оказался бедноват. Самое неприятное в этой демоверсии было то, что она не позволяла сохранять проект. Я ругал на чем свет стоит японских разработчиков, но изучал программу дальше, поскольку понял, - это именно то, что мне нужно. Спустя некоторое время я отыскал полную версию Edius 2.0, но где и как - открывать секрет не стану, пусть каждый желающий пройдет этот путь, чтобы понять, а нужен ли ему такой видеоредактор. 

А теперь расскажу по порядку обо всех достоинствах и недостатках этой программы. 

При запуске Edius начинает "изучать железо" компьютера и в соответствии с "начинкой" загружает ядро программы. Затем проверяет, установлен ли в системе титровальщик Inscriber Title Express. Если нет, то "ругается", выдавая соответствующую табличку. Отсутствие титровальщика не мешает полноценной работе программы, однако всякий раз при загрузке она намекает на его установку, так что лучше инсталлировать это ПО, вдруг пригодится. 

Меня приятно удивило, что Edius запускается независимо от того, работает ли уже какой-либо "софт" от Canopus, будь то Storm Video, Storm Edit или Storm Navi. А попробуй, запусти те же приложения при работе Premiere или After Effects, использующих аппаратные возможности Canopus DVStorm 2, и сразу получишь уведомление о занятости аппаратной части кодека. 

Следующее диалоговое окно предлагает открыть уже существующий проект либо создать новый. В Project Setting лучше сразу выбрать устройство вывода, формат видео, звука и кодек, чтобы потом не искать их в меню проекта, что достаточно сложно для начинающего пользователя. 

Настройки проекта почему-то запрятаны в меню Save. Логика, видимо, чисто японская. Имя проекта лучше назначить сразу, иначе не увидишь желанного интерфейса. А он весьма необычный, особенно для меня, "премьеровского юзера". 

Что мне еще понравилось, так это возможность вставки Transition между любыми видеотреками, независимо от их количества. Картинок в картинке (PiP) можно "наворотить" сколько хочешь, причем в режиме реального времени, если, конечно, ресурс компьютера позволит. А вот сами "транзишены" устанавливаются между клипами совсем не по "премьеровскому" принципу A&B Rolling. Тоже придется привыкать. Почему придется? Да потому, что теперь к программе Premiere я уже не вернусь! Зачем мне редактор, который "тормозит" и "падает" каждые два часа при наличии в проекте всего лишь двух сотен файлов. 

В Edius'е достаточно удобная корзина для файлов. Здесь можно создавать отдельные каталоги, выстраивать файлы в строку или отображать их в виде иконок. Ничего удивительного в этом нет, но размер иконки видеофайла можно сделать таким, что на нем будет виден и тайм-код, и различимое изображение первого кадра. Импортирование происходит при двойном нажатии на левую клавишу мыши, когда курсор находится в области корзины, или через меню, выбираемое с помощью правой кнопки. Разумеется, Edius'у c таким многооконным интерфейсом неплохо бы иметь двухмониторную видеокарту, чтобы тайм-линия и окна предварительного просмотра располагались на одном мониторе, а корзина, окна эффектов, информации и прочие маленькие окошки - на другом. Это был бы идеальный вариант для работы в большом, минут на тридцать, проекте. Потому что даже на моем 22-дюймовом мониторе IIYAMA не хватает места, чтобы без проблем разместить все окна Edius. 

Работать с видео в Edius'е мне понравилось, без сомнения, а вот с аудио, честно говоря, - не очень. Но это, наверно, потому, что я "избалован" Premiere, в котором можно отредактировать звук прямо на тайм-линии, не пользуясь внешними аудиоредакторами. В японской "монтажке", так же как и в Premiere, можно менять уровень звука в клипе (с помощью точек Rubber Band), регулировать высоту звучания клипа в целом (мышью и клавишей ALT), но отделить аудио от видео - нельзя. Чтобы осуществить это, нужно сначала удалить звук из видеоклипа через меню, вызываемое правой кнопкой мыши, а затем вставить этот клип в аудиотрек. "Сцепить" и то, и другое снова у меня так и не получилось, поскольку "help" у программы весьма скудный. Честно говоря, я так и не понял, как это сделать. 

Очень неудобно уменьшать уровень звука в аудиосоставляющей, поскольку все зависит от собственного терпения и точности "мышака" компьютера. Запросто назначить процент усиления, как в Premiere, не удастся - приходится "мозолить" мышью по time-line, пока не отобразится на мгновение желаемая величина, причем без гарантии ее точной установки. Может, я не разобрался, но сколько же тогда надо времени, чтобы изучить такую мелочь? 

Есть, правда, еще вариант настройки уровня звука с помощью микшера, но в этом случае изменения коснутся всего аудиотрека. Например, можно "сложить" шумы в один трек и затем уменьшить их уровень до приемлемого. Конечно, это не лучшее решение - работать желательно не с треком, а с каждым аудиофайлом в отдельности.

Хорошо, что разработчики оставили хотя бы возможность "подоткнуть" звук одного клипа под другой, не растаскивая по отдельным трекам. То есть в синхронном клипе при нажатии клавиши SHIFT можно сократить звуковую составляющую и на свободное место "натянуть" звук из соседнего клипа, если позволяет его длина. Курсор в этом случае примет другой вид.

С трудом нашел я в Edius'е возможность управления звуком, схожую с той, которой часто пользовался в Premiere. Там, при монтаже интервью, записанного мономикрофоном в один канал видеокамеры, достаточно дать команду "Залить оба канала правым каналом", и стереовариант готов.

В Edius, чтобы сделать то же самое, надо зайти в меню Clip Properties и в Channel Setting выбрать установку Monaural Channel 2. Кроме того, на вкладке Video info можно изменить свойства видеоклипа, например, перевернуть поля, назначить другой цветовой стандарт или соотношение сторон кадра. 

Теперь немного о фильтрах реального времени, которыми "набит" Edius 2.0. Чаще всего я пользуюсь Color Correction и Anti Flicker. Первый позволяет настроить все цветовые и яркостные параметры видеоклипа, а второй полезен для статичных кадров, созданных в Photoshop. В качестве альтернативы Color Correction есть фильтр White Balance, но мне больше нравится первый.

Жаль, что в этой программе нельзя "заморозить" изображение, как в Premiere. Когда монтируешь видео, снятое с рук, без этого эффекта не обойтись. Приходится пользоваться фильтром Strobe/Freeze, который "замораживает" только сто кадров. Остается копировать куски отфильтрованного видео в time-line, если требуется большая длина "заморозки".

Что касается инструментов редактирования, то в Edius их просто нет. Нельзя зайти в инструментальную палитру и нажатием мыши выбрать то, что тебе нужно. Вся работа построена на определенных сочетаниях клавиш (shortcut). Например, если на тайм-линии выделен клип и на нем стоит линия редактирования, то нажатием CTRL+D можно "распилить" его на две части. Чтобы изучить и запомнить все комбинации, мне пришлось распечатать их на восьми листах и разместить в обозримом пространстве моей монтажной комнаты. Запомнив огромное количество клавиатурных комбинаций, можно работать очень быстро, удивляя рядом сидящего режиссера или того, кто еще способен удивляться. 

На этом можно было бы закончить, но не удержусь от заключительной мажорной ноты. 

Конечно, я еще "чайник" в Edius от Canopus, но при монтаже двадцатиминутного проекта фильма, посвященного 145-летию изобретателя радио А.С. Попова, Edius 2.0 ни разу, подчеркиваю, ни разу не "завалился" и не "завалил" компьютер. Я даже позволил себе не сохранять копии проекта, и все прошло на ура. Спасибо японцам за хорошую программу! Еще бы учли недостатки работы со звуком, да добавили возможность "заморозки" видео в реальном времени, цены бы Edius'у не было. А на сегодняшний день цена все-таки существует - стоит он 600 вечнозеленых. Так что, копите денежки, господа фильм-мэйкеры!

P.S. А счет на самом деле не 2:0 в пользу японцев, как в заголовке, а гораздо больше, даже при всех замеченных мною недостатках редактора Edius.

© Prosystem Guide (2004, Вып.8)



Назад в раздел
1
X