«Швейцарский нож» в киноиндустрии: новая цифровая камера Red One
Пресс-центр

С появлением новейших микросхем, увеличением емкости записывающих устройств и, что самое главное, использованием схожих технологий для индустрии кино и ТВ, возникла большая потребность в доступной и универсальной цифровой кино/HD камере, снимающей в форматах 4k/2540p/1080p/720p/480p. По существу, это должен быть своего рода швейцарский нож с набором инструментов, необходимых для разного рода съемок, — многоформатный, многоцелевой, с большим количеством опций. Со стороны отдельных киностудий, создателей независимого кино и программ ТВЧ есть огромный спрос на такого рода продукт. Предложение же на него отсутствовало, пока на горизонте не появились Джим Дженнард и компания Red Digital Cinema со своим творением — камерой Red One, призванной, по замыслу создателей, произвести коренные перемены в киноиндустрии.

Предыстория

Главный разработчик камеры, миллиардер Джим Дженнард, владелец и основатель фирмы Oakley, в течение 30 лет работал оператором и 20 лет коллекционировал камеры. Он покупал практически каждую выпускаемую модель. По его словам, он был очень расстроен тем, что при обозначившемся переходе с кинопленки на «цифру» не было ни одной камеры, которую ему реально хотелось бы купить. И он принял решение восполнить этот пробел: «Я так страстно люблю камеры и съемку, что решил сделать свой предмет страсти своим бизнесом». Так появилась компания Red Digital Cinema. Для создания камеры были приглашены лучшие инженеры, программисты, операторы, маркетологи. 

По замыслу Дженнарда, необходимо было создать высокопроизводительную цифровую кинокамеру с качеством пленки 35 мм и преимуществами «цифры». При этом она должна быть недорогой, что позволит продакшн-студиям с небольшим бюджетом создавать высококлассное цифровое кино. Камера должна быть универсальной, то есть применяться как для создания кинофильмов, независимого кино, рекламы, музыкальных клипов, так и для телевидения высокой четкости и сбора новостей. Прототип камеры, отвечавшей всем перечисленным требованиям и получившей название Red One, был впервые представлен на выставке IBC 2006, финальная же версия камеры появилась только недавно на выставке NAB 2007.

Сенсор Mysterium

Swiss_Knife_redone_raz'em.jpg

Современные камкордеры класса HD оснащены сенсорами с разрешением 2,1 мегапикселя и поддержкой максимальной скорости записи 30 кадр/сек. Новый CMOS-сенсор камеры Red One, который носит название Mysterium, обладает намного большей разрешающей способностью — 11,4 мегапикселя. Он позволяет осуществлять съемку с максимальным разрешением 2540р (4520 х 2540 точек) с частотой

60 кадр/сек. Таким образом, предельное рабочее разрешение камеры несколько превышает 4К (4096 х 2160 точек). По сути, новая камера может быть зачислена

в семейство UHDTV. Сенсор Mysterium размером 24,4 х 13,7 мм обеспечивает соотношение сигнал / шум свыше 66 дБ и 11 ступеней динамического диапазона. Он является эквивалентом кинопленки 35 мм (соотношение сторон 16:9), что позволяет использовать оптику форматов 35 мм, Super 16 и В4. Кроме того, благодаря таким характеристикам достигается такая же глубина резкости, какую дает кинопленка. 
Чувствительность камеры без шумов составляет примерно 250 единиц ASA. Можно сделать и более высокую чувствительность, но при этом добавятся и шумы. 
Камеру собираются тестировать на предмет температурного режима, при котором она может работать, — пока он не известен. Однако, по заверениям разработчиков, Red One должна хорошо подходить для съемки при низких температурах, что очень актуально для России. 
Помимо 2540р, Mysterium позволяет снимать в форматах 4K, 2K, 1080p, 1080i и 720p. Благодаря такому разнообразию форматов записи камеру можно использовать для обычной, замедленной и ускоренной киносъемки. Сенсор не поддерживает съемку в форматах стандартного разрешения. Однако на этапе постпроизводства, с помощью программного обеспечения RedCine, материал формата HD может быть преобразован в SD. 
Стандартный диапазон частоты киносъемки составляет от 1 до 60 кадр/сек, включая 23.98, 24 и 25 кадр/сек. При съемке же в форматах 2К и 720р, при условии использования объективов S16 и соответствующего форматирования кадра, частота может достигать 120 кадр/сек. 

Swiss_Knife_redrail_monitor_EVF_redbrick.jpg

Red One позволяет осуществлять съемку и воспроизведение в системах PAL и NTSC. Есть возможность переключения между ТВ системами. 
Запись яркостных (YUV) и цветовых (RGB) сигналов ведется в стандарте 4:4:4, с возможностью переключения на 4:2:2. При этом для большинства цифровых камер высокой четкости общепринятым является формат 3:1:1. Цифры 4:4:4 означают, что для каждого пикселя здесь записывается его реальный цвет, в то время как обычно для каждой точки изображения цифровые камеры дают точное значение лишь для яркости, а цветоразностные сигналы для нескольких соседних точек принимаются одинаковыми (для сокращения объема данных). Таким образом, реальное разрешение в цвете у камеры Red One соответствует физическому разрешению матрицы. Благодаря таким характеристикам запись видео может производиться без компрессии, что дает очень качественную картинку и огромные объемы материала. Компрессированный материал создается с помощью кодера/декодера Redсode.

Кодер/декодер Redcode

Модуль Redcode позволяет вести запись материала, имеющего разрешение 4К, с частотой 24 кадр/сек и со скоростью передачи данных примерно 220 мегабит в секунду. В таком режиме данные можно записать, например, на дисковый массив Red-Drive, состоящий из двух жестких дисков 2,5’’. 
При использовании кодера/декодера Redcode (версия RAW) можно избежать многих искажений, связанных с цифровой видеокомпрессией. Материал RAW, который записывается без потерь, нельзя будет использовать для редактирования на настольных монтажных системах без дополнительной обработки. Хотя его можно будет воспроизвести, используя любую программу QuickTime. Другой продукт компании Red Digital Cinema, программа Redcine, может преобразовывать материал в формате RAW в любые другие форматы. 
Камера может также вести запись в формате 1080р или 720р, используя версию RGB (не RAW) Redcode. 
Подробно технические характеристики камеры представлены в Таблице 1.

Запись материала

Существует четыре варианта сохранения видеоматериалов, снятых на камеру Red One: на RedFlash, Red-Drive, Red-RAM или Red-RAID. RedFlash — цифровой носитель на основе флэш-памяти размером от 32 до 128 Гб. Red-Drive — дисковый цифровой носитель на основе двух жестких дисков 2,5’’ с объемом памяти 320 Гб (2 х 160 Гб). Red-RAID — внешний массив, при использовании которого появляется возможность записи видео с разрешением 2540р в формате RAW и материала 4К. Red-RAM — внешнее записывающее устройство с объемом 64 Гб, подобное Red-RAID. Red-RAM является дополнением Red-RAID, так же как и RedFlash является дополнением Red-Drive.

Модульная конструкция

Камера Red One основана на концепции модульного дизайна. Благодаря этому камеру можно модернизировать и наращивать, комбинируя новые ПО и различные дополнительные аксессуары. 

Red One имеет моноблочный корпус из магниевого сплава и весит примерно 3,6 кг, то есть ее можно использовать как при студийных, так и при выездных съемках. 

По замыслу создателей, камера должна иметь как можно меньший корпус и при этом обладать как можно большей функциональной гибкостью. Поэтому на корпусе Red One есть большое количество креплений из нержавеющей стали для установки аксессуаров (видоискателей, устройств записи, дистанционного управления камерой и т.д.), которые могут понадобиться в различных ситуациях. 

Кроме того, компания Red Digital Cinema разработала специальную раму Red-Cage, которая крепится вокруг камеры и предназначается для установки большого количества аксессуаров производства Red или сторонних производителей. Рама Red-Cage позволяет устанавливать камеру на штатив или на кран, а также использовать длиннофокусный объектив. Рама состоит из левой и правой половин, которые могут присоединяться независимо друг от друга и использоваться вместе с Red-Rail. 


Swiss_Knife_redcage.jpg

Система направляющих Red-Rail с изменяемой конфигурацией предназначена для съемки с плеча. Цифровое устройство записи и/или батарея, если снимать с плеча, располагаются в задней части системы, за плечом оператора, что позволяет уравновесить камеру с объективом. Длину направляющих при необходимости можно отрегулировать для достижения необходимого при съемке баланса. 
Также компанией были разработаны электронный видоискатель, монитор и блок питания для камеры. Red LCD — ЖК монитор 5,6 дюйма с разрешением 720р — монтируется на камеру. Он обладает новейшими функциями кадрирования, экспозиции и фокуса, благодаря чему достигается такая же глубина резкости, как при съемке на пленку 35 мм. Red EVF — электронный цветной видоискатель также с разрешением 720р. В комплекте с ним поставляется держатель Red Arm. 
Red Brick — блок питания для камеры Red One, состоящий из двух батарей 140 Вт•ч, зарядного устройства Red Charger и кабеля для подключения зарядного устройства к камере.

Оптика

На камеру можно устанавливать кинообъективы форматов 35 мм и Super 16 мм (см. Таблицу 2). Такая возможность появилась благодаря наличию на камере крепления 
PL-Mount. Кроме того, дополнительно предлагаются крепление B4 для объективов 2/3’’ и крепления для Canon FD и Nikkor F-mount. Можно также использовать крепления сторонних производителей. Например, не так давно компания Red Digital Cinema и компания Birger Engineering подписали соглашение о разработке креплений EOS для дистанционно управляемых объективов Canon (прототип крепления EOS был представлен на NAB 2007). 
Red Digital Cinema предлагает и объективы собственного производства с креплением PL: линейку кинообъективов серии Prime (f2.8 15mm, f1.9 25mm, f1.9 35mm, f1.9 50mm, f1.9 85mm), стоимость которой составляет чуть меньше 20 000 USD, длиннофокусный объектив Prime f2.8 300mm (стоит примерно 5 000 USD) и вариообъектив Red f2.8 СF 18-50mm ценой 6 500 USD. Все объективы очень компактны и имеют небольшой вес.

Эргономичность

Эрик Янг, режиссер и оператор из Великобритании, которому удалось подержать в руках и рассмотреть прототип Red One, был не очень доволен расположением и размером кнопок и разъемов на камере. По его словам, кнопки на камере маленькие и расположены очень близко друг к другу. Выглядит привлекательно, но в ущерб удобству, поскольку в холодную погоду в перчатках будет не очень просто нажимать на них. К тому же нет никакой защиты кнопок и ручек от случайного задевания или от ударов. 

Swiss_Knife_4K.jpg

Некоторые разъемы на камере имеют прямоугольную форму и образуют вертикальные и горизонтальные линии. Кроме того, по мнению Эрика Янга, кнопки высвобождения кабеля из разъема утоплены, и оперировать ими большими пальцами в перчатках крайне неудобно. Все это требует очень внимательного обращения с кабелями. 
Однако, по словам главного разработчика камеры Red One, Джима Дженнарда, во многих случаях было принято сознательное решение сделать разъемы меньше, поскольку приоритетной была задача создать камеру как можно меньшего размера.

На большом экране

Возможности сенсора Mysterium и разрешения 4К демонстрировались на большом экране во время выставки IBC 2006 в сентябре и в театре Nuart Theatre (Лос-Анджелес) в ноябре прошлого года. В Амстердаме был использован Sony SRX-R110 — на тот момент единственный проектор на рынке с разрешением 4К, а в Лос-Анджелесе — новый проектор Sony SXRD, также имеющий разрешение 4К. Новый материал был снят вне студии — две женщины-механика на старом автобусе во время перерыва едят бутерброды и пьют молоко. Видео с разрешением 4520x2450 пикселей включало изображение среднего, крупного и общего плана. 
По мнению многих специалистов, которым удалось посмотреть этот материал, изображение не имело той резкости, какую можно было ожидать от разрешения 4К. Некоторые посчитали это за недоработку компании Red Digital Cinema. Однако были и такие, кто увидел в этом одно из основных достоинств камеры. Например, по мнению двух представителей Американской Ассоциации Кинематографистов, изображение было не расплывчатым, а мягким, «киношным». И именно к такой «киношности» изображения должны стремиться большинство цифровых камер.

Последние известия

Не так давно камеру Red One протестировал Питер Джексон, режиссер «Властелина колец» и «Кинг Конга». Ему были предоставлены две «пилотные» версии Red One: «Boris» и «Natasha». Обе версии имели только кнопку начала и конца записи и снимали с разрешением 4К с частотой 24 кадр/сек и углом затвора 180º. Запись материала велась с помощью кодера-декодера Redcode Raw на дисковый носитель Red-Drive. Все остальные функции не использовались. Ожидалось, что Питер Джексон будет просто тестировать камеру в Новой Зеландии, но он применил ее для съемки 10-минутного материала, демонстрирующего сражения Первой Мировой Войны в окопах и в воздухе. Вместо объективов Red режиссер использовал объективы Cooke S4

Таблица 1. Технические характеристики Red One


СенсорMysterium, 11,4 мегапикселя
Размеры сенсора24,4 x 13,7 мм (Super 35 мм)
Рабочее разрешение4520 x 2540 линий
Полное разрешение4900 x 2580 линий
Динамический диапазонСвыше 66 дБ
Глубина резкостиЭквивалентная кинообъективам 35 мм
Форматы записи2540p (4k+) 
4K 
2K 
1080p 
1080i 
720p 
Частота киносъемкиИзменяемая 
1 - 60 кадр/сек            2540p, 4K, 2K,1080p, 720p 
1 - 120 кадр/сек          2K, 720p 
50 / 59,94 кадр/сек     1080i, 720p 
Выход RAWВысокоскоростной последовательный интерфейс 
1 - 60 кадр/сек             2540p, 4K 
1 - 120 кадр/сек           2K 
ВидеосигналОдно- или двухканальный HD-SDI 
2K                                    4:4:4 RGB 
1080p                             4:4:4 RGB 
1080p                             4:2:2 
1080i                              4:2:2 
720p                               4:2:2
Цифровой носительFireWire 800/400, USB-2 иинтерфейс e-SATA 
Red-Drive — Накопитель на жестких дисках (40 - 160 Гб) 
RedFlash — Флэш-память (32 - 128 Гб) 
Кодер/декодер 
Red-Code
Изменяемая скорость передачи данных, импульсный 
RAW 
10 bit                              4:2:2              1080p/1080i /720p 
10 bit log                       4:4:4              2K
Звук4-канальное несжатое аудио, 16/24 бит, 48 КГц
МассаПримерно 3,6 кг (без объектива, батареи и внешнего видоискателя)
МатериалАлюминиевый сплав 24-90мм.


Материал без какой-либо обработки был продемонстрирован на проекторе 4К во время выставки NAB 2007. 
На сайте компании Red Digital Cinema уже принимаются заказы на камеру и аксессуары к ней. Среди заказчиков оказался и россиянин Тимур Бекмамбетов, режиссер кинокомпании «Базелевс» (Москва), снявший «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Он выбрал цифровую камеру Red One для съемок фильма Wanted, которые начались в апреле этого года в Праге. В картине, которая будет сниматься на киностудии Universal Pictures, примут участие Анджелина Джоли, Морган Фриман и Джеймс МакАвой. Основная часть фильма будет снята на пленку. Однако для съемки некоторых сцен будут использоваться цифровые кинокамеры.

Таблица 2. Совместимость камеры Red One c объективами


Формат камерыФормат объектива 
Размер кадра
S35мм 
24,4 x 13,7 мм
35мм 
22,2 x 12,6 мм
16мм 
11,1 x 6,3 мм
2/3" B4* 
10,4 x 5,9 мм
Формат изображения2540p RAW 
Частота киносъемки 
Макс. кол-во кадров в секунду 
Redcode 
HD-SDI 
Порт передачи данных 
RAW Data Port 

Есть 
Изменяемая
60 кадр/сек 

Нет 
Нет 
До 60 кадр/сек 
  
НетНетНет
4K RAW 
Частота киносъемки 
Макс. кол-во кадров в секунду 
Redcode 
HD-SDI 
Порт передачи данных 
RAW Data Port
Есть 
Изменяемая 
60 кадр/сек 

До 30 кадр/сек
Нет 
До 60 кадр/сек

НетНет
2K RAW 
Частота киносъемки 
Макс. кол-во кадров в секунду 
Redcode 
HD-SDI 
Порт передачи данных 
RAW Data Port
Есть 
Изменяемая 
120 кадр/сек 

До 60 кадр/сек 
Нет 
До 120 кадр/сек
  
Есть
1080p RGB 
Частота киносъемки 
Макс. кол-во кадров в секунду 
Redcode 
HD-SDI 

Есть 
Изменяемая 
60 кадр/сек 

До 60 кадр/сек
24, 25 или 30 кадр/сек
Есть 
Изменяемая 
60 кадр/сек 

До 60 кадр/сек 
24, 25 или 30 кадр/сек 
Есть 
Изменяемая 
60 кадр/сек 

До 60 кадр/сек
24, 25 или 30 кадр/сек
720p RGB 
Частота киносъемки 
Макс. кол-во кадров в секунду 
Redcode 
HD-SDI
Есть 
Изменяемая 
60 кадр/сек 

До 60 кадр/сек
50 или 60 кадр/сек
Есть 
Изменяемая 
60 кадр/сек 

До 60 кадр/сек 
50 или 60 кадр/сек
Есть 
Изменяемая 
60 кадр/сек 

До 60 кадр/сек
50 или 60 кадр/сек
2540p = 4520 x 2540 пикселей, прогрессивная развертка 
B4* Требует дополнительного крепления для объектива. 
24 кадр/сек включает 23,98 и 24,00 Гц , 60 кадр/сек включает 59,94 и 60,00 Гц. 
Информационный поток: 10 bit log, 10 bit linear или 12 bit linear.

Наложением визуальных эффектов на цифровое изображение будет также заниматься Тимур Бекмамбетов и российская продакшн-студия. 
Начало поставок Red One и аксессуаров к ней было намечено на конец апреля. Причем до октября камеры будут поставляться с возможностью записи материала с разрешением 4К, с использованием кодера-декодера Redcode RAW и дискового носителя Red-Drive. Камеры же с возможностью записи в формате RGB, а также со всеми вышеперечисленными функциями и опциями появятся только в октябре 2007 года. 
Со времени показа прототипа камеры на выставке IBC 2006 в компанию поступило более тысячи запросов на нее. И это не удивительно, поскольку камеру с такими техническими характеристиками и ценой 17500 USD пока не выпускает ни один из крупных производителей, включая Sony, Panasonic и JVC.

Prosystem Guide (2007, Вып. 16)


Мы в Telegram

Назад в раздел
1
X