Выставка NAB’15. Камеры и оптика 4K с креплением B4
Пресс-центр
Выставка NAB’15. Камеры и оптика 4K с креплением B4 

Автор: Сергей Шубин 

До недавнего времени телевещатели были ограничены в выборе длиннофокусной оптики для съемки в формате 4K. Не было 4K-камер формата 2/3’’, не было и бъективов формата 4K с узлом крепления B4. Спортивные и развлекательные мероприятия приходилось снимать на цифровые кинокамеры и использовать кинообъективы 4K. В этом случае работу ограничивал малый диапазон изменения фокусного расстояния таких объективов (кинооборудование не предназначено для съемки спорта). Либо приходилось устанавливать HD-объективы 2/3’’ через адаптер на 4K-камеры с узлом крепления PL - в этом случае значение диафрагмы автоматически падает более чем на 2,5 «стопа», то есть камере для нормальной работы требовалось в шесть раз больше света.

Sony-F55-Super-Bowl-2014.jpg

Немного странно выгладит то, что производители камер начали выпуск 4K-камер в то время, как телевизионных объективов такого формата еще не существовало. Однако такая же ситуация возникла 10 назад, когда на рынке появился формат HD. Дело в том, что почти любой объектив позволяет добиться практически любого пространственного разрешения, но коэффициент передачи модуляции MTF (определяющий степени контрастности или резкости объектива в различных пространственных разрешениях), как правило, выше в объективах, предназначенных для съемки в более высоком разрешении. Поэтому, чем выше MTF, тем четче изображение. Следовательно, если с 4K-камерой использовать HD-объектив, то качества 4K достичь при таком способе съемки невозможно – объектив сразу выдает на 4K-матрицу HD-изображение. 

00.jpg

Для многокамерной телевизионной съемки необходимы камеры с оптической призмой и тремя датчиками изображения. Эти камеры должны иметь узел крепления B4. В то время, как для «однокамерного» производства телесериалов используются камеры с креплением PL, построенные на базе одного большого датчика изображения с высокой чувствительность (как у фотокамер).

В этом году на выставке NAB несколько производителей продемонстрировали студийные 4K-камеры формата2/3” с оптической призмой и узлом крепления B4. А производители оптики Fujinon и Canon показали длиннофокусные 4K-объективы 2/3”.

nb.jpg

Камера Grass Valley LDX 86 4К / Universe

Компания Grass Valley представила студийную HD-камеру LDX 86 4К на основе трех КМОП-сенсоров. В камере используется преобразование изображения HD в UHD с помощью оптической фильтрации (как в камерах с одним сенсором). На качество картинки это не влияет, просто здесь используется другой алгоритм обработки сигнала – повышение разрешения за счет дополнительного зеленого канала. При таком способе регистрации изображения за счет того, что фотодиодов зеленого цвета в каждой ячейке присутствует в два раза больше, чем фотодиодов других цветов, разрешающая способность такой структуры максимальна в зелёной области спектра, что соответствует особенностям человеческого зрения. Также Grass Valley показали модель LDX 86 Universe для высокоскоростной 4K-съемки в шесть раз превышающую стандартную скорость съемки. 

LDX_86_Universe_Left.1920x1080.png



Камера Hitachi SK-UHD4000

Hitachi представила студийную HD-камеру SK-UHD4000 на базе трех КМОП-сенсоров с дополнительным элементом цветоделительной призмы, который добавляет еще один зеленый HD-канал смещением относительно других сенсоров на 1,5 пикселя по диагонали. Таким образом, удается получить высококачественное UHD-изображение за счет дополнительного зеленого канала.


HItachi 4k.jpg


Камера Panasonic AK-UC3000

В камере Panasonic AK-UC3000 используется КМОП-датчик 1’’. Следовательно для установки объектива 2/3’’ B4 необходим адаптер. Такой адаптер встроен в эту камеру и благодаря цифровому алгоритму обработки сигнала оптические аберрации объектива устраняются. Кроме того, оптическое преобразование с 2/3’’ на датчик 1” гораздо проще, чем на большой сенсор формата Super 35 mm.

Panasonic AK-UC3000-4K-Studio-Camera.jpg


Камеры Sony HDC-4300 и Ikegami 4K

В студийных 4K-камерах Sony HDC-4300 и Ikegami (модель пока не имеет названия) в качестве преобразователя свет-сигнал используются три КМОП-сенсора формата 2/3’’. Каждый из сенсоров имеет истинное разрешение UHD, что делает эти модели первыми «честными» 4K-камерами на основе трех сенсоров 2/3’’. Разработчикам удалось добиться повышения разрешения без увеличения размера сенсора. Однако, эти сенсоры имеют меньшую чувствительность.

sony_hdc_4300_back_web.jpg Ikegami_4K_camera.jpg


 

Объективы 4K

На трудовой порыв производителей камер, выпустивших различные 4К-модели  2/3’’, откликнулись ведущие производители оптики. Компания Fujinon представила две модели 4K-объективов для камер 2/3” - UA80x9 и UA22x8. Canon показала прототип EFP-объектива формата 4K 2/3”. Все объективы имеют новое оптическое покрытие, которое увеличивает контраст получаемого изображения, и более высокий коэффициент передачи модуляции (MTF).

Учитывая все это, пока нельзя утверждать, что производственная цепочка 4K полностью закрыта и можно вести полноценную съемку в истинном разрешении UHD. Почти все 4K-камеры, по сути, являются либо HD-камерами с различным алгоритмом повышения разрешения, либо имеют низкую чувствительность. Но 4K-объективы даже на HD-камерах позволят значительно улучшить качество HD-изображения. И это прекрасно!



Fujinon 4k.jpgCanon 4K UHD.jpg
Fujinon - 4K.jpg





Назад в раздел
1
X