Пресс-центр

Телевидение в облаках

Автор: Игорь Петров

Облачные вычисления (на жаргоне — "облака", от англ. clouds) существуют столько же, сколько существуют современные сетевые компьютерные технологии. Научное определение гласит: "… это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру". Иначе говоря, в некоторых случаях пользоваться сервисами некоего удаленного провайдера намного удобнее, чем тратиться на собственный сервер и персонал. Почему именно "облако"? Видимо, потому, что на схемах традиционно изображают среду обитания большинства современных информационных сервисов — сеть Интернет.


cloud.jpg


Примеров облачных сервисов вокруг немало: документы Google, медиапорталы типа Youtube, "офисные" сервисы от Microsoft и др., IP-телефония, бухгалтерия, корпоративные порталы, многочисленные интернет-сайты и проч. И, конечно, каждый пользователь Интернета сегодня использует как минимум один "облачный" сервис — бесплатную электронную почту на одном из поисковых серверов Рунета. Не надо заботиться о закупке, профилактике и ремонте оборудования, не нужно думать о безопасности и гонять нерадивых сисадминов — казалось бы, сплошные плюсы. Но все сводит на нет одна-единственная мысль: "А вдруг все украдут и продадут врагам"?

Именно это в настоящее время сдерживает развитие коммерческих облачных сервисов. Большинство по-прежнему предпочитает использовать собственные серверы — желательно, физически отключенные от Интернета. Но это создает лишь иллюзию защищенности — ведь такие "автономные" системы намного чаще выходят из строя из-за халатности персонала, вирусной атаки, износа оборудования, перебоев в сети электропитания и проч. И тогда потеря данных становится необратимой. Безусловно, ни одна система в мире не дает 100%-ной надежности, но значения выше 99,8% сегодня реальны и, будучи подкреплены низкой стоимостью и солидными финансовыми гарантиями от крупного провайдера, составляют очень достойный отпор любым страхам и сомнениям. Сегодня в Европе и США рынок "облачных" сервисов растет каждый год не менее чем на четверть за счет частных лиц и представителей малого бизнеса.

Какова же ситуация в сфере телевидения? С точки зрения конечного пользователя, традиционное эфирное телевидение всегда представляло собой самый настоящий облачный сервис: где-то кем-то (вещателем) формируется некий информационный поток (программа), которым можно воспользоваться на платной или бесплатной основе при помощи специального терминала (телевизора). Но для вещателя до недавнего времени не было никаких иных способов организовать вещание, кроме как построить специальное здание, вложиться в дорогое оборудование и персонал, — инвестиции требовались чудовищные, и их могло позволить себе только государство.

Сегодня удельная стоимость телевещания многократно снизилась, и организацией небольших нишевых телеканалов заинтересовались бизнесмены. Однако основные правила бизнеса в традиционной модели организации телевещания не работают: очень дорогое и неликвидное оборудование и чрезмерная зависимость от технического персонала создают непомерно высокие риски при слишком больших вложениях. Почему нельзя разместить свой контент и вещательный комплекс где-то у провайдера в датацентре, где уже организовано стабильное питание, скоростные каналы связи и обеспечена безопасность, — и просто платить за определенный объем сервисов на регулярной основе?

Ведь для размещения интернет-сайтов подавляющее большинство организаций используют виртуальный хостинг, некоторые предпочитают поставить в датацентр провайдера собственный сервер, но только единицы зачем-то держат публичные интернет-серверы у себя в компании. Почему нельзя так же поступить и с телевещанием? Оказалось, вполне можно, и сегодня на рынке США и Европы уже работает не один специализированный датацентр для телевизионных вещателей. Все технические вопросы закрываются провайдером, а телеканалы занимаются только подготовкой контента и формированием программы. Как именно это работает и что для этого нужно? Об этом мы расскажем дальше.

IP вместо SDI

В традиционном телевидении повсеместно используется интерфейс SDI, который не годится для передачи сформированных программ на большие расстояния и чрезвычайно неудобен с точки зрения эксплуатации: по одному кабелю весом 100 граммов на метр можно передать только один сигнал, и только в одну сторону. Для преобразования SDI в другие в физические среды от канала связи требуется гигантская полоса пропускания — 270 Мб/с для сигнала стандартного разрешения и минимум 1,5 Гб/с для сигналов ТВЧ. И это при том, что SD-программы пишутся, монтируются и выдаются со сжатием в среднем 25 Мб/с. Для HD это значение составляет в среднем 100 Мб/с. Т.е. полезный объем информации в SDI-сигнале при передаче готовых смонтированных программ составляет менее 10%!

Сегодняшняя тенденция такова, что SDI останется только внутри студий и небольших аппаратных. А для передачи видеосигнала внутри больших телецентров и между точками формирования и распределения сигнала будет использоваться намного более эффективный стандарт. Один из кандидатов в такие стандарты — IP-сети. И облачное телевидение предполагает использование IP вместо SDI везде, где это возможно. Какие преимущества это дает?

       Спутниковый сигнал остается в виде потока IP, поэтому приемники могут выдавать в сеть мультипрограммный поток RTP/UDP (а не только один канал!). Этим существенно экономятся средства и пространство в стойке.

       IP-потоки можно «вытащить» в любой точке сети с любого компьютера или даже смартфона — чтобы посмотреть, записать или выдать в эфир.

       Потоки можно записать и отредактировать без перекомпрессии, а значит, без потери качества исходного сигнала.

       Коммутация и доставка транспортных потоков с помощью Ethernet-коммутаторов стоит в десятки раз дешевле по сравнению с матричными коммутаторами SDI-сигналов (при этом спутниковый сигнал остается в исходном качестве!).

       Одного кабеля гигабитной сети достаточно, чтобы надежно передавать до 16 HD-потоков 50 Мб/с 4:2:2 или 200 спутниковых SD потоков 4 Мб/с 4:2:0. При использовании транков или Ethernet 10G эти показатели увеличиваются в разы.

       IP-потоки передаются в любой цифровой телекоммуникационной среде: ATM, оптика, микроволны и даже Интернет (например, VPN).

       Контроль любого числа IP-сигналов возможен на любом ПК при помощи специализированных приложений полиэкранного мониторинга, которые, при прочих равных условиях, в десятки раз дешевле аппаратных аналогов.

       При изменениях конфигурации сети, физическом перемещении приемников или передатчиков сигнала не требуется ни дополнительного коммутационного оборудования, ни кабельных работ.

Вещание как сервис

Вещательный сервер для каждого вещателя — это настоящая "священная корова". В компании может не быть электричества, вокруг может бушевать потоп и ураган, из-за массовой эпидемии может полностью встать производство — но вещание все равно должно продолжаться! Возможно, поэтому телевизионщики стараются держать вещательные комплексы поближе к себе, хотя с точки зрения надежности и безопасности как раз лучше их расположить как можно ближе к точке, откуда ведется распространение сигнала — то есть либо рядом с РТПЦ, либо у телеком-провайдера. Иначе, когда коммунальные службы найдут и порвут экскаватором ваше оптоволокно до передатчика, не поможет никакое резервирование.

Современные IP- и IT-технологии позволяют совершенно абстрагироваться от физического местонахождения тех или иных серверов. Какая разница, где находится сервер? Главное, чтобы оператор умел им управлять и сам сервер имел надежный доступ к выдаваемому контенту. Поэтому модель "облачного" телевидения подразумевает, что:

       Вместо традиционного видеосервера с входом и выходом SDI вещательный сервер становится сетевой службой, которая работает в том числе на виртуальных серверах под управлением VMWARE ESX или Microsofts Hyper-V — установленных у провайдера или где-то в специализированном помещении.

       Интерфейс управления удаленно подключается к службе через IP и формирует команды на загрузку контента.

       Вещательная служба по аналогии с сетевым принтером "печатает" контент в эфир по плей-листу.

       Программа автоматизации периодически подключается к службе, ставит в очередь "печати" новые задания и отключается — а служба продолжает работать всегда.

       Программа автоматизации может подключаться к нескольким сетевым службам и управлять ими одновременно.

       Несколько сетевых служб можно запустить в "зеркале" для резервирования.

       Служба может иметь несколько виртуальных выходов для одновременной выдачи в SD и HD, а также выдачи сигнала в сеть IPTV или на интернет-сайт.

       Графическое оформление канала (логотипы, титры, заставки) осуществляется той же службой.

       "Живой" сигнал в виде тех же IP-потоков можно также вставить в плей-лист и выдать "на проход" с наложением графики.


4VOD.jpg

Рисунок 1. Вещательный центр 4VOD, Польша.

Именно по такому принципу организован многоканальный вещательный центр 4VOD в Польше, который предоставляет своим абонентам необходимый объем дискового пространства и нужное число каналов вещания. Загрузка контента, формирование плей-листа и мониторинг выходного сигнала осуществляются дистанционно по IP-сети. Стабильное питание, резервирование, безопасность, гарантированную скорость подключения к сети распространения, своевременную профилактику и замену вышедшего из строя оборудования обеспечивает провайдер.

Виртуальное хранилище контента

Контент — это главное богатство телеканала, и телевизионщики обычно не готовы размещать контент там, где его могут потерять, украсть или испортить. По этой причине обычно очень тяжело идет внедрение централизованных систем медиаменеджмента, из-за этого же многие не готовы пользоваться услугами сторонних провайдеров для хранения своих бесценных 10 000 часов контента — даже когда это предлагается почти задаром. Но в любой телекомпании всегда наступает переломный момент, когда руководство понимает: необходимо строить централизованное хранилище контента с ограниченным персонализированным доступом к нему сотрудников. Обычно это происходит тогда, когда только что подготовленный материал вдруг появляется в эфире у конкурентов. Или когда вдруг с общего файл-сервера пропадает проект, который должен был пойти сегодня в прайм-тайм, — и виноватых, как всегда, не найти.

Безусловно, выбор и настройка систем управления медиаактивами — это очень увлекательное занятие любого ИТ-инженера. Но для топ-менеджеров телекомпании это, прежде всего, огромный бюджет и всегда сорванные сроки. Так почему бы не разместить контент у провайдера, который гарантирует необходимую скорость загрузки и чтения, обеспечивает надежность и безопасность при помощи программных терминалов уже установленной и настроенной системы и предоставляет свои сервисы в срок и по зафиксированной в договоре цене?

Система управления медиаактивами (МАМ) — это обязательное условие для эффективной работы "облачных" телевизионных сервисов! Ведь она многоцелевая:

       Управляет всеми медиавзаимодействиями внутри организации, отвечает за доступ к данным и обеспечивает целостность хранения.

       В больших организациях с несколькими офисами обеспечивает эффективный обмен контентом и метаданными между всеми подразделениями.

       Обязательное требование — возможность редактирования контента по прокси-копиям.

       Оцифровка, монтаж и озвучивание осуществляются в локальной установке МАМ. Материал моментально доступен локально и удаленно — из центра и филиалов, в низком разрешении.

       Готовый материал в высоком разрешении автоматически отправляется в центр для выдачи или архивирования.

       Журналисты/редакторы в центре и филиалах работают с одним и тем же контентом одновременно.


Dogan.jpg

Рисунок 2. Организация холдинга Dogan Media Group, Стамбул.

Именно такова структура холдинга Dogan Media Group в Турции, которому принадлежит 4 национальных и около 100 спутниковых телеканалов. Разные, подчас конкурирующие между собой редакции работают в одной и той же системе, с одной и той же системой хранения и используют один и тот же пул вещательных серверов. Отдельная техническая служба телецентра следит за техническими параметрами всей системы (сами телеканалы инженеров не имеют) и предоставляет своим внутренним заказчикам необходимые сервисы, в том числе и на коммерческой основе.

Virtual.jpg

Рисунок 3. Проект облачных медиасервисов компании Deluxe, США

Та же самая бизнес-модель реализована и в новом датацентре компании Deluxe в США. Исключение лишь одно: заказчики не внутренние, а "внешние" — множество телекомпаний из самых разных стран на всех континентах, — подключенные по высокоскоростным оптоволоконным линиям. Местонахождение оборудования заказчиков волнует мало, намного важнее скорость, надежность, стоимость — и конечно же возможности программного обеспечения, на котором этот сервис строится.

В этой статье мы намеренно не приводили названий конкретных производителей и продуктов, ибо сегодня существует довольно большое число систем, из которых потенциальные пользователи "облачных" телевизионных сервисов могут выбрать наиболее подходящую. Но, увы, еще больше тех, кто по разным причинам "облачным" требованиями не соответствует. Те читатели, которым будет интересно узнать название работающей в перечисленных выше проектах системы, без труда отыщут его в сети Интернет.


(с) 625



Назад в раздел
1
X