Пресс-центр

Виртуальный кинотеатр Google Cardboard

 

Автор: Бенжамин Би (A.S.C.)

 

2015 год вполне может стать поворотным моментом в развитии виртуального кинотеатра, завораживающего эффектом полного присутствия. Эта статья – вводное знакомство с самым недорогим виртуальным кинотеатром - Google Cardboard.


google-cardboard-thefilmbook.jpg


Кинетоскоп Эдисона


Кино как явление зародилось в конце XIX столетия. Как известно, для кинотеатра нужна камера и экран. Поговорим об экранах.

Гениальный изобретатель Томас Эдисон и его коллега Уильям Диксон впервые представили публике свой кинетоскоп в 1891 году, а затем в 1893 году продемонстрировали окончательный вариант этого изобретения в Бруклинском университете наук и искусств. Название «кинетоскоп» происходит от греческих слов «движение» и «вид» и буквально означает «просмотр движения».

Ключевой момент здесь заключается в том, что кинетоскоп предназначен для персонального использования. То есть только для одного зрителя, который смотрит через отверстия для глаз с увеличительным стеклом на кадры пленки, подсвечиваемые сзади. Это был локальный «просмотрщик» для короткометражных фильмов.


Kinetoscope-Detail-and-Parlor-thefilmbook.jpg


Изобретение Эдисона породило целую индустрию – появились «кино-кабинки» в витринах магазинов, где за монетку любой желающий мог приникнуть к окулярам и посмотреть серию коротких фильмов. Темы были простыми - боксеры, танцовщицы, мускулистые спортсмены, петушиные бои, парикмахерская, летающие голуби, бой подушками… Говорили, что Эдисон не занимался разработкой проекционной системы для большого количества людей, потому что не верил, что она может иметь коммерческий успех.

Вдохновленные примером Эдисона, братья Люмьер из Франции изобрели собственный «синематограф» (что означает «записывающий движение») – легкую элегантную камеру, которая также служила и проектором. В 1895 году они организовали первый в мире публичный показ фильма при 33 зрителях в парижском кафе.

Вскоре от единоличного просмотра через кинетоскоп Эдисона кино эволюционировало в публичные показы братьев Люмьер. В 1950-х годах появилось телевидение и возможность смотреть фильмы дома на небольшом экране. В начале XXI века мы снова наблюдаем возвращение Эдисоновского персонального кинотеатра, но уже с использованием лаптопа, «планшета» или смартфона.


Шумиха вокруг Oculus


Oculus Rift – шлем виртуальной реальности, индивидуальная система показа изображения, которая была разработана после весьма успешной кампании Kickstarter в 2012 году. Шлем имеет два экрана для глаз и пульт удаленного управления для навигации в виртуальной реальности. Ученый-компьютерщик и философ Джарон Ланьер ввел термин «виртуальная реальность», или «ВР», и в 1983 году основал компанию VPL Research, которая развивала технологии виртуальной реальности – такие как сенсорные перчатки и очки, предшественники шлема Rift. ВР обычно ассоциируется с интерактивной визуальной средой: как правило, зритель может двигать головой, или руками управлять движением внутри киберпространства. Иногда ВР может состоять из статических образов, но самая сложная ВР подразумевает фильм, внутри которого может путешествовать зритель.

В 2014 году Oculus был продан Facebook за 2 миллиарда долларов. Основатель Facebook Марк Цукерберг объяснил покупку тем, что он видит ВР как технологию будущего: «если говорить стратегически, мы хотим начать делать новую компьютерную платформу, которая придет на смену мобильным технологиям».


Consumer-Oculus-Rift-with-Oculus-Touch-thefilmbook.jpg


Ланьер очень настороженно относится к сделке и считает, что «даст ли сочетание Oculus и Facebook больше простора для творчества и больше гибкости – будет зависеть от того, сохранится ли акцент на персональной технологии, или сместится в сторону больших удаленных компьютеров, управляемых другими людьми». В любом случае, в прошлом году появились интересные деморолики с прототипом Rift, где речь шла и об играх, и об интерактивных арт-проектах.

Серийная версия шлема Oculus Rift должна появиться где-то в начале 2016 года и стоить она будет примерно 200 долларов. Однако это еще не все расходы - она потребует Windows 10, которая в полной комплектации стоит примерно 1500 долларов. В этой комплектации будет встроенная игровая консоль Microsoft Xbox One  и двойная систем управления Oculus Touch.

Покупка Цукерберга стала причиной большой шумихи вокруг ВР и многие компании сразу кинулись разрабатывать технологии в этой области. Например, Samsung уже предлагает гарнитуру Gear, а Sony работает над системой Morpheus … ну и еще существует Google Cardboard.

 

Google Cardboard


Блестящая идея Google Cardboard состоит в том, что это дешевый вариант ВР-технологии для всех желающих, и для него нужна лишь вещь, которая сейчас есть в кармане у большинства людей - смартфон. Google Cardboard была изобретена в 2014 году Дэвидом Коцом и Дамьеном Генри из Институты Культуры Google в Париже.

Смартфон, будь то iPhone или Android, служит экраном и компьютером для передачи изображения. А обычная картонка с линзами, предотвращая доступ света, создает эффект полного присутствия.


google-cardboard-assembled-thefilmbook.jpg



У большинства смартфонов есть несколько инерционных сенсоров, которые используются для вашего взаимодействия с виртуальной реальностью. Компас (или магнитометр) определяет направление движения, гироскоп чувствует поворот или качание головы, а измеритель ускорения чувствует скорость движения. Все три показателя синхронизируют образы, которые вы видите, с движениями вашей головы, и создается ощущение полного присутствия.

В мае на конференции Google I/O было объявлено, что через год после появления Google Cardboard у устройства был уже миллион пользователей. Также была представлена новая версия Cardboard Version 2, где увеличились экраны (до 15,3 см) и появилась кнопка вместо магнитной защелки. Самое главное, что Google Cardboard SDK (пакет разработчика ПО) теперь работает с платформами iOS и Android.

Если у вас есть смартфон, я очень рекомендую заказать Google Cardboard и попробовать этот простой и недорогой ВР-прибор в действии. Цена варьируется от 5 до 30 долларов. Вторая версия уже в продаже.


Стерео и 3D


Как и другие ВР-технологии, Google Cardboard является стерео-устройством с отдельной картинкой для каждого глаза. То есть вы получаете 3D стерео-изображение, хотя также можно использовать его и для 2D.


stereo-images-on-iphone-with-fincloud-glasses-thefilmbook.jpg


На фотографии видно, как достигается стерео-эффект на смартфоне: экран делится на две части, для каждого глаза. В случае формата 2D образы будут одинаковыми; в случае 3D - разные. Здесь показаны очки Fincloud, но в случае с Google Cardboard принцип действия тот же самый.

Immersive-Cinema-with-a-smart-phone-thefilmbook.jpg

Среди любителей ВР есть некоторые разногласия на тему того, является ли формат 3D необходимым для виртуальной реальности. Мне кажется, что у человека должен быть выбор, как и в случае с обычными фильмами. Недавний коммерческий провал телевидения в формате 3D показал, что этот формат нравится не всем, и в некоторых случаях нужно дать зрителю выбор между 2D и 3D. Среди других опций есть изменение глубины; во многих известных фильмах используется эффект «легкого 3D», когда драматические моменты подчеркиваются увеличением глубины.


360° или движение


В контенте ВР, насколько я знаю, используются два основных типа движения: панорамный или подвижный.

В некоторых случаях вы можете изучать виртуальный мир, оглядываясь вокруг, или глядя вверх и вниз из статического положения. Это панорамный обзор, который подходит, чтобы поместить вас в центр событий, к примеру, на концерте Пола Маккартни, или показать статичное закольцованное изображение. Панорамное изображение – это настоящий вызов для оператора.

Самые серьезные ВР-технологии позволяют вам перемещаться с одной позиции на другую и изучать виртуальный мир.

В других случаях вы можете двигаться вперед, как в парке развлечений; у вас также есть некоторые возможности движения, когда вы дошли до конца.

Панорамное неподвижное изображение вызывает в памяти 1994 год и ВР-формат Quicktime, который позволял создавать панорамы, склеивая кадры. Такого же результата можно достичь, снимая панораму с помощью iPhone. Нюанс Google Cardboard в том, что создается виртуальное пространство, которое вы можете изучать, двигая головой.


felixandpaul-strangers-with-patrick-watson-360-thefilmbook.jpg


Этот фактор является основным ограничением системы Google Cardboard. Добавление постоянной возможности ручного управления, как в случае со шлемом Oculus Rift, даст зрителю больше мобильности — например, можно будет регулировать скорость движения.


Видео-ВР


При первом изучении видеоматериала ВР я заметил одну вещь: там гораздо больше материала, созданного на компьютере, чем снятого на камеру. Мне кажется, что одна из сложностей виртуального кино состоит в том, чтобы создать виртуальную реальность без искусственных картинок.

 

Примечания


— При заказе внимательно выбирайте то устройство, которое совместимо с вашим смартфоном по размеру экрана, особенно если у вас большой экран
— Пользователям
Android нужна версия не ниже 4.1 (jelly bean).
— Пользователям
iPhone нужна версия iOS не ниже 8.4
— Мой личный опыт говорит о том, что боковая магнитная защелка в первой версии
Google Cardboard работала не очень хорошо
— Во второй версии они заменили защелку на кнопку и эта версия больше подходит для больших экранов.
 Я рекомендую вторую версию: посмотрите внимательно на картинку товара и убедитесь, что там нет круглой магнитной защелки с левой стороны. Если она есть – это первая версия. У второй должна быть кнопка справа. 



Назад в раздел
1
X