Технология построения современных ПТС
Пресс-центр
Технология построения современных ПТС

Автор: Юрий Киринов

Вероятно, наиболее технически сложным комплексом телевизионного производства являются передвижные телевизионные станции (ПТС), и на это есть свои основания – многофункциональность, работа в экстремальных (погодных, технологических и, порой, организационных) условиях и практически всегда в  "прямом" эфире. Все это предъявляет особые требования как к составу оборудования ПТС, так и к технологическим и системным решениям закладываемых при их проектировании. 

3.JPG

Выбор видеоформата и концепции построения ПТС

Несмотря на то, что телевизионное вещание в настоящее время в основном осуществляется в формате стандартной четкости (SD – Standard Definition), форматы ТВЧ (HD – High Definition) все чаще используют для вещания различные спутниковые и кабельные каналы. Кроме того, для производства видеопродукции формат ТВЧ также является предпочтительным. Исходя из этого,  оптимальным является закладывать в проектируемые ПТС возможность формирования программ, как стандартной, так и высокой четкости.

Безусловно, оптимальной технологией создания телевизионной продукции является формирование программ в формате HD с последующим преобразованием в формат SD для обеспечения телевизионного вещания.  При этом записанные программы   стандарта HD могут использоваться для последующего монтажа и архивирования. Если при формировании программ предполагается их использование как источников сигналов обоих форматов (SD и HD), то возможно несколько решений. Одно из них предполагает организацию параллельного видеотракта для производства программ в формате SD. Причем основой тракта может служить переключаемый видеомикшер HD/SD. Современное телевизионное оборудование, как правило, обеспечивает поддержку обоих форматов, причем разница в стоимости оборудования стандартной четкости и ТВЧ не так уж и велика. 

В другом случае для каждого из источников SD, набираемых в программу, используется конвертер с повышающим преобразованием.  При достаточно большем количестве источников SD и, соответственно, преобразователей, стоимость последних может сравняться или даже превышать стоимость дополнительного видеомикшера HD/SD. Так же очевидно, что чередование в одном видеоряде программы фрагментов существенно отличающихся по качеству изображения понижает его восприятие. 

Вероятно, более 80% всех внестудийных передач составляют трансляции спортивных соревнований, на втором месте идут различные концерты и шоу. Данные программы являются основными для ПТС, для эффективного использования которых необходимо иметь возможность обеспечить проведение трансляций.

Требования, предъявляемые к ПТС при съемках спортивных программ и концертов, имеют существенное различие, не столько по количеству телевизионных камер, сколько по количеству и типу одновременно формируемых программ, составу дополнительного оборудования и количеству подключаемых внешних линий.

Для организации трансляций спортивных мероприятий, в зависимости от их уровня и вида спорта, требуется от 8 до 20 телевизионных камер, а также от двух до шести, иногда более, источников внешних программных сигналов ("миникамеры", "удочки", камеры с радиоканалом, специальные графические станции). Иногда, наряду с собственными телевизионными камерами в тракт ПТС включаются дополнительные камеры, размещенные на других машинах. Чем выше ранг соревнований, тем больше заказывается телевизионных камер. Так для трансляции футбольного матча национальных команд обычно используется от 12 до 16 ТВ-камер, международные встречи требуют уже 20-22 камеры, ну а финальные матчи, к примеру, Лиги чемпионов до 30 и более ТВ-камер.

DSC_6596.jpg

Практически повсеместным требованием при проведении спортивных трансляций стало наличие на борту ПТС специализированных серверов видеоповторов.  На практике это не всегда означает, что все ПТС для спорта должны иметь в составе оборудования полный комплект данных устройств, тем более что для трансляции различных соревнований требуется их разное количество.  Но иметь возможность включить в тракт требуемое количество серверов и организовать рабочие места для их операторов является необходимым условием возможности использования ПТС для спортивных трансляций.

Для архивных записей транслируемых спортивных соревнований, обычно используются 2-3 видеомагнитофона и DVD-рекордера. 

К особенностям "спортивных" ПТС относится и возможность формирования вторых программ, причем, в основном, предназначенных для разных потребителей.

Вторая программа может отличаться от основной графическим оформлением, комментаторскими каналами и содержанием в перерывах спортивных трансляций. При этом звуковое сопровождение может формироваться на одном микшере.

В отдельных случаях, когда спортивные соревнования происходят одновременно на различных площадках или снарядах, каждая из программ формируется своим набором телевизионных камер. При этом звук для одной из программ формируется непосредственно ПТС, а для формирования звукового сопровождения другой используются или ПЗС (передвижная звукозаписывающая станция) или отдельная "звуковая кабина".

Помимо формирования собственных программ ПТС при проведении спортивных трансляций обеспечивает "раздачу" различных телевизионных и звуковых сигналов широкому кругу потребителей. 

Одним из отличий работы ПТС при проведении телевизионных трансляций концертных мероприятий является использование для формирования программ только собственных ТВ-камер. Единственными внешними источниками для ПТС являются сигналы "обратной" программы из телецентра и только в том случае, если ведется трансляция в "прямом" эфире. 

В подавляющем большинстве случаев для съемок концертных программ редко требуется не более 8-14 телевизионных камер.  Это связано  как с очевидными трудностями размещения большего количества камер в ограниченном объеме концертного зала, так и с относительной статичностью (действие ограничивается сценой) самого мероприятия. 

Безусловным стандартом записи концертных программ должен быть один из форматов HD как обеспечивающий наилучшие возможности для последующего монтажа и архивирования.

Характерной особенностью проведения концертных мероприятий является требование заказчика использовать для записи программ максимально возможное количество видеомагнитофонов. Иногда приходилось устанавливать дополнительные ВМ во вспомогательном автомобиле, так как в самой ПТС уже было размещено до 12 аппаратов. Дополнительные ВМ, не входящие в состав штатного оборудования, обычно размещаются в ПТС вместо серверов видеоповторов.

Формируемая вторая, а иногда и третья, программы используются или "под запись" или для формирования видеоряда для светодиодных панелей оформления сцены. Основой звуковой программы, как правило, является фонограмма, принимаемая от основного концертного микшера.

Еще одной особенностью работы на концертных программах является большое количество различных ассистентов, помощников режиссеров и продюсера, для которых требуется организовывать дополнительные рабочие места (обычно используются рабочие места операторов видеоповторов). 

Компоновка ПТС

В зависимости от количества используемых телевизионных камер ПТС может монтироваться на базе микроавтобуса (как правило, не более 4-6 ТВ-камер), шасси полноразмерного грузового автомобиля (8-16 камер) или трейлера (20 и более телекамер). Для расширения рабочего пространства внутри ПТС в последних двух случаях применяются раздвижные борта, с одной или двух сторон. Возможны и другие варианты компоновки в зависимости от особенностей технического задания. Так, примером удачной компоновки могут служить ПТС созданные на базе двухуровнего автобуса Van Hool (ПТС серии OB13 – OB22, ОВ43) компании Alfacam.

Внутри ПТС разбита на несколько рабочих зон или отсеков, как правило, разделенных между собой сдвижными перегородками или дверьми – отсек видеорежиссера, отсек звукорежиссера, отсек операторов видеомагнитофонов и/или операторов видео-серверов повторов и инженерно-технический отсек. Во многих случаях некоторые отсеки объединяются между собой, например, очень часто операторы повторов располагаются в отсеке видеорежиссера, а контроль работы видеомагнитофонов организован в инженерном отсеке. 

В ПТС смонтированных на базе микрофургонов или микроавтобусов из-за крайне ограниченного свободного места, разделение внутреннего пространства на рабочие зоны носит условный характер.

IMG_6534-1.JPG

В зависимости от расположения рабочих мест и мониторного стеллажа внутри ПТС различают продольную компоновку, когда все рабочие места располагаются вдоль одного или обоих бортов ПТС, поперечную, соответственно, рабочие места располагаются перпендикулярно оси ПТС, а также комбинированную. Наибольшее пространство для отсека видеорежиссера (основного в ПТС) дает поперечная компоновка, но при этом один из отсеков, как правило, звукорежиссера, оказывается полностью изолированным от остальных, и доступ в него возможен только через "улицу". В любом случае выбор оптимальной компоновки осуществляется на этапе проектирования в зависимости от количества камерных каналов, требуемого количества рабочих мест и типа выбранного шасси.

DSC_6600.jpg

Оборудование и организация рабочих мест

Отсек видеорежиссера

Практика показывает – сколько бы рабочих мест не было организованно в отсеке видеорежиссера – их всегда будет не хватать, особенно при съемках особо значимых мероприятий.

Классические рабочие места отсека видеорежиссера – это рабочее место продюсера, видеорежиссера, ассистента видеорежиссера, редакторов и оператора графической станции. Если ПТС предназначена для формирования более чем одной программы, то на каждую дополнительную программу необходимо предусмотреть одно-два рабочих места.

Production gallery 2.jpg

Минимальный набор отсека видеорежиссера включает в себя консоль, на которой располагаются основные органы управления и рабочие места, и стеллаж видеомониторов. Во многих современных ПТС в отсеке видеорежиссера размещены несколько консолей – для видеорежиссера, для ассистентов, редакторов или режиссера второй программы, для операторов повторов видеосюжетов или ВМ.

На консоли видеорежиссера размещаются панель управления видеомикшером, панели служебной связи, аварийная панель матричного коммутатора и выносные панели управления дополнительными выходами (AUX) видеомикшера, которые иногда используются для формирования второй программы. В общем случае для формирования второй программы предпочтительней использовать дополнительную панель управления видеомикшером, чем панель управления AUX, тем более что практически все современные модели микшеров имеют подобные опции. Часто для формирования второй программы используется отдельный видеомикшер со своей панелью управления.

Одним из важнейших элементов отсека видеорежиссера является организация мониторного стеллажа. В ПТС предыдущих поколений применялись отдельные видеомониторы для каждого из источников, что определяло максимальное количество  используемых для формирования программ сигналов. В последнее время практически повсеместно в ПТС используются различные полиэкранные системы отображения (видеопроцессоры) что позволяет значительно увеличить число возможных источников в программе. Здесь можно выделить два направления. 

В одном случае используется набор LCD-мониторов диагональю 20-24 дюйма, каждый из которых может отображать или полноразмерное изображение или четыре отдельных изображения. К преимуществам такого решения можно отнести возможность размещения мониторов на стеллаже с максимальным использованием рабочего пространства и обеспечения оптимального угла зрения. К недостаткам – относительно большое количество полиэкранных видеопроцессоров (как минимум один на каждую пару мониторов), фиксированный размер видеоизображений и время, необходимое для изменения конфигурации мониторного стеллажа.

DSC_6579.jpg

Другое направление – отдельные прецизионные мониторы используются только для отображения “Программы” и “Предварительного набора”, а все остальные источники, так же при помощи видеопроцессоров, выводятся на LCD-панели с диагональю от 40 дюймов. При таком подходе существенно сокращается количество используемого оборудования и время необходимое для создания нужной конфигурации мониторного стеллажа (оба момента достаточно важны для ПТС), появляется возможность формировать любое (ограничивается размерностью применяемых видеопроцессоров) количество изображений требуемого размера на каждой из панелей.  К недостаткам можно отнести то, что данное решение требует более тщательной проработки расположения LCD-панелей для обеспечения оптимального угла зрения и более сложной кинематике при использовании раздвижных бортов.

Иногда применяют и комбинированную схему, с использованием обоих решений.

Отсек звукорежиссера

В отсеке звукорежиссера фактически предусмотрено одно основное рабочее место – для звукорежиссера и, иногда,  рабочее место ассистента или звукоинженера.

Очевидно, что основным рабочим инструментом является звуковой микшер.

В подавляющем большинстве ПТС для формирования звукового сопровождения использует цифровые звуковые микшеры фактически различных классов различающихся по архитектуре построения и количеству "линеек управления" (фейдеров).

DSC_6530.jpg

В некоторых машинах предусматривается установка дополнительного звукового микшера, который может выполнять функции резерва или используется для формирования второй программы.

Помимо акустических систем и индикаторов уровня сигнала для контроля параметров стереофонического (или 5.1) звукового сопровождения практически во всех ПТС используются гониометры.

Для контроля видеоряда на рабочем месте звукорежиссера располагаются несколько видеомониторов, обычно от двух до четырех. Один, как правило, постоянно "заведен" на основную программу, остальные – наборные, "создаваемые" при помощи соответствующей панели управления видеоматрицей. Для связи с остальными участниками процесса рабочее место оборудовано панелью служебной связи (интерком).

Так же в отсеке звукорежиссера располагаются различные устройства обработки звукового сигнала, включаемые в тракт по мере необходимости, панели ручного коммутатора, причем на коммутатор выведены не только входные и выходные звуковые сигналы, но и сигналы 2- и 4-проводной матрицы служебной связи. Там же находится компьютерный терминал управления матрицей служебной связи и, иногда, различные устройства записи звукового сигнала и/или звуковые монтажные станции.

Операторы ВМ и серверов видеоповторов

Учитывая, что операторы видеоповторов работают в прямом контакте с видеорежиссером, в большинстве ПТС их рабочие места располагаются в одном отсеке. Стандартный набор оборудования оператора  видеосервера включает в себя пульт управления видеосервером, один-два видеомонитора (как правило, используются системы полиэкранных изображений) и, иногда, Х-У панель управления матричным коммутатором. В случае если рабочие места операторов видеоповторов располагаются в отдельном отсеке, то на каждое необходимо предусмотреть панель интеркома или терминал для обеспечения прямой связи с видеорежиссером.

DSC_6567.jpg

В некоторых ТЗ на проектирование ПТС иногда встречается требование об организации отдельных рабочих мест операторов видеомагнитофонов с возможностью простого или сложного видеомонтажа. Безусловно, это было актуально лет 15 назад, когда в ПТС кроме ВМ практически не использовалось другой видеозаписывающей и монтажной техники, и видеоповторы так же осуществлялись при помощи видеомагнитофонов.

В современных ПТС для повтора и монтажа видеосюжетов применяются видеосерверы, а видеомагнитофоны, за редким исключением, используются только для записи формируемых программ и, иногда, для воспроизведения "заставок" в паузах трансляции.

Рабочее место оператора ВМ, если оно предусмотрено проектом, обычно, располагается в непосредственной близости от места установки видеомагнитофонов. Это может быть, как отдельный отсек, так и выделенная зона в инженерно-техническом отсеке, реже – в режиссерском.

Полный набор оборудования оператора ВМ включает в себя монтажный контроллер или контроллер управления ВМ, видеоконтрольные устройства, устройства контроля сигнала звукового сопровождения, контрольно-измерительное оборудование, панели служебной связи и панели управления матричным коммутатором. Если видеомагнитофоны используются только для записи, то вполне можно ограничиться набором видеомониторов и обычными наушниками для контроля звукового сопровождения. Помимо видеомагнитофонов необходимо так же предусмотреть возможность размещения и подключения для записи программ некоторого количества DVD (обычно от одного-двух и более).

Рабочие места инженерного отсека

В инженерном отсеке располагаются рабочие места операторов камерных каналов, и старшего инженера и/или "супервайзера". 

DSC_6560.jpg

Каждое рабочее место оператора камерных каналов оборудуется необходимым количеством пультов дистанционного управления камерными каналами видеоконтрольными устройствами (в последнее время все чаще применяются различные системы полиэкранных изображений), прецизионным монитором  и контрольно-измерительным прибором (монитор формы сигнала). Панели управления камерными каналами должны поддерживать функцию Joystick Override (возможность набора на прецизионный монитор и измерительный прибор выбранной камеры с панели управления данным камерными каналами). Кроме того, на одно или два рабочих места приходится одна панель матрицы служебной связи и панель управления видео коммутационной матрицей.

DSC_6577.jpg

Для производства некоторых программ иногда возникает необходимость в организации специального рабочего места "цветоустановщика". Обычно это происходит при работе с "западными" компаниями по их технологии и съемках с небольшим количеством камер (не более 6-8) классических балетов и концертов и некоторых церемоний. В этом случае "специально обученный" специалист с использованием мастер-панели управления камерными каналами постоянно отслеживает работу всех ТВ-камер, внося по мере необходимости необходимые корректировки в настройку их параметров, фактически "забирая" на себя большинство функций операторов камерных каналов. В обычной практике эти функции выполняет старший инженер ПТС. Отсюда следует номинальный набор оборудования для организации рабочего места старшего инженера ПТС. Это два видеомонитора в комплекте с измерительным оборудованием, как минимум один из них должен быть прецизионным, одна-две Х-Y-панели управления видеоматрицей, панель служебной связи и устройства контроля звуковых источников. В обычной практике один из мониторов и измерительный прибор осуществляют постоянный контроль основной программы, второй, по мере необходимости, используется для контроля параметров отдельных источников сигнала или второй программы.

И, наконец, самое важное. Трудно представить современную ПТС, как впрочем, и любой другой телевизионный комплекс, без компьютерной системы управления всеми блоками и устройствами, входящими в ее состав. Каждая подсистема, будь то видео- или связная матрица, модули обработки сигналов и видеопроцессоры, системы отображения информации  и т.д., имеют свои программы управления, которые позволяют не только дистанционно настроить все требуемые параметры, но  контролировать работу всей ПТС. Для получения доступа ко всем этим программам рабочее место инженера должно быть оборудовано соответствующим компьютерным терминалом с возможностью доступа ко всем управляющим компьютерам (обычно используются серверы) и программам.

Подключение к внешним источникам сигналов

Одним из параметров ПТС является количество источников внешних сигналов, видео, звуковых и связных, которые ПТС может принять на борт и соответственно, сколько сигналов она сможет раздать различным потребителям. 

Для подключения внешних линий, телевизионных камер и обеспечения связи со всеми потребителями сигналов на борту ПТС предусматриваются специальные панели, оснащенные различными типами видео- и звуковых разъемов. Для контроля принимаемых и выдаваемых сигналов там же располагается мультиформатный видеомонитор и часто панель управления видеоматрицей, а для связи с инженерным отсеком и другим техническими службами – панель служебной связи. Во многих случаях панели с разъемами подключения внешних источников используются как дополнительное коммутационное поле конфигурации ПТС.

DSC_6588.jpg

Сформированные программы передаются в телевизионный вещательный центр по каналам радиорелейной или спутниковой связи (как правило, не входит в состав штатного оборудования ПТС), или по оптоволоконному кабелю там, где это возможно. В последнем случае обеспечивается наивысшее качество сигнала.

Иметь собственные оптоволоконные преобразователи в составе оборудования ПТС имеет смысл только в том случае если, есть гарантия того, что однотипное оборудование используется и на принимаемой стороне.

LChamp_cabl_Sky_Sport.jpg

Электропитание и инженерное обеспечение

Одним из важнейших условий работы ПТС является наличие гарантированного бесперебойного электропитания. Питание ПТС осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В. Для обеспечения гарантированного электропитания, подавляющее большинство ПТС имеет два ввода питающих фидеров, основной и резервный, и внутренние источники бесперебойного электропитания (UPS), позволяющие продолжать работу в течении 10-15 минут при пропадании основного напряжения. Этого времени, как правило, хватает для переключения на резервный источник электропитания. В качестве резервного источника, а при проведении особо важных работ – как основного, используются дизель-генераторы.

Электрическая сеть внутри ПТС разделяется на технологическую, которая обеспечивает напряжением основное оборудование, и техническую, предназначенную для питания кондиционеров, нагревателей и осветительных приборов. Устройствами бесперебойного питания резервируется технологическая сеть.

Инженерные системы ПТС включают в себя систему кондиционирования воздуха и отопления и предназначены обеспечивать комфортные условия работы персонала и оборудования. Учитывая большой годовой перепад температур, решения данной задачи в условиях  нашего климата весьма сложная проблема.

Конечно, в формате статьи рассказать обо всех возможностях и особенностях современных ПТС и технологии их применения невозможно, но, по крайней мере, некоторые направления, надеюсь, удалось обозначить. 




(c) 625


Назад в раздел
1
X